Меню сайта

Категории каталога
Самоучитель фотошоп [26]
3D Studio Max 5 [5]
Итак, вы являетесь счастливым обладателем одного из лучших пакетов трехмерной графики - 3D Studio Max или просто Мах.
Adobe Illustrator 10 [6]
Эта программа, которую используют миллионы графических дизайнеров во всем мире, в том числе и в России, по-прежнему является лидером и обеспечивает все увеличивающиеся требования к программам этого класса, а во многих направлениях остается "законодателем мод".
EXCEL [5]
Очень часто предпринимателям приходится производить расчет эффективности будущих операций. Для автоматизации подобных расчетов можно составить электронную таблицу.

Начало » Статьи » EXCEL

Глава 2. Простейшие действия над числами
Подготовка таблицы к работе

Этот этап необходим для создания комфортных условий в процессе работы.

Выбор оптимального масштаба отображения таблицы

Часто можно наблюдать следующую картину: пользователь, уткнувшись носом в монитор, пытается найти нужные данные среди множества мелких символов. После нескольких часов работы у него начинает болеть голова и устают глаза. Это происходит потому, что неудачно выбран масштаб представления таблицы на экране. При выборе масштаба необходимо, с одной стороны, обеспечить отображение как можно большего объема информации, а с другой, сделать ее восприятие максимально легким.

По ходу изложения материала мы создадим небольшую таблицу, состоящую из 10-15 строк. Поэтому увеличим масштаб окна так, чтобы на экране монитора отображались только 15 строк рабочего листа. Для изменения масштаба предназначен список Масштаб, расположенный на стандартной панели инструментов (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Раскрывающийся список Масштаб

Здесь представлены стандартные значения масштаба. Если они вам не подходят, установите указатель в поле списка, нажмите левую кнопку мыши и введите нужное значение с клавиатуры.

Существует еще один способ установки масштаба. Выделите 15 строк (в этих пределах будет размещена наша таблица), откройте список Масштаб и выберите в нем элемент По выделению. В результате на экране монитора отобразится только обозначенная область -- 15 строк. Численное значение масштаба в данном случае зависит от типа, размера и разрешения монитора.

ПРИМЕЧАНИЕ

Изменение масштаба относится только к активному рабочему листу и не влияет на другие листы книги.

Изменить масштаб позволяет также команда Вид/Масштаб. После ее активизации открывается диалоговое окно Масштаб (рис. 2.2), в котором на выбор предлагаются те же стандартные значения масштаба, что и в рассмотренном нами списке. Кроме того, здесь предусмотрено поле для указания произвольного значения масштаба.

Рис. 2.2. Диалоговое окно Масштаб

Таблица значительного объема может не поместиться в видимой на экране области рабочего листа. В этом случае расширить область просмотра можно двумя способами: уменьшив масштаб листа или увеличив полезную область. Для увеличения полезной области можно воспользоваться командой Вид/Во весь экран либо диалоговым окном Параметры. Перейдите на вкладку Вид этого окна и отключите флажки Заголовки строк и столбцов, Горизонтальная полоса прокрутки, Вертикальная полоса прокрутки и Ярлычки листов. В результате указанные элементы будут удалены с экрана, а их место займут фрагменты вашей таблицы.
Расположение таблицы на рабочем листе

Ввод данных в таблицу

В ячейки А1 и А5 введем наименования областей, а в остальные ячейки таблицы - названия операндов или операций, производимых над ними. Итак, ячейка А1 должна содержать текст Область ввода чисел. Активизируйте ячейку А1, щелкнув на ней мышью, наберите с клавиатуры предложенный заголовок и нажмите клавишу [Enter]. Ввод можно осуществлять и после двойного щелчка в ячейке. В этом случае вы будете работать не со строкой формул, а непосредственно с ячейкой. Данный режим называется режимом редактирования. Если операция ввода производится не в режиме редактирования, вместо клавиши [Enter] можно воспользоваться клавишами перемещения курсора:
- [left] - на одну ячейку влево;
- [up]- на одну ячейку вверх;
- [right] - на одну ячейку вправо;
- [down] - на одну ячейку вниз.

Заполните ячейки диапазона А2:А13. Обратите внимание на ячейки A3 и А4: они содержат однотипный текст. Каким образом можно сэкономить время при заполнении подобных ячеек? Конечно, используя предоставляемые программой средства копирования. Однако в данном случае можно обойтись и без них. Дело в том, что в Excel заложена возможность "угадывания". Другими словами, программа анализирует, какие слова или обозначения уже введены в данном столбце, и по первым символам пытается определить, какой текст пользователь собирается набрать. Введите в ячейку A3 текст Число!. Как только вы введете в ячейку А4 букву "ч", программа распознает надпись Число 1 и вставит ее автоматически.

Это очень удобная функция, однако во многих случаях после ее применения требуется внесение корректив вручную. В нашем случае изменению подлежат порядковые номера. Чтобы откорректировать содержимое ячейки А4, нужно активизировать ее, удалить цифру 1 и ввести цифру 2. Оптимальным способом активизации в данной ситуации является нажатие клавиши [F2]. После этого в конце содержащегося в ячейке текста появится курсор ввода, и вам останется нажать клавишу [Backspace], чтобы удалить старый номер, ввести новый номер и подтвердить исправление нажатием клавиши [Enter].

Однако это не самый эффективный способ автоматизации ввода данных в таблицу. С другими методами оптимизации работы по заполнению ячеек мы познакомимся в следующих главах.

Введите текст в ячейки В2 и D6. Вид рабочего листа на данном этапе показан на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Пример расположения текстовых данных на рабочем листе в начале процесса создания таблицы (масштаб увеличен)

Обратите внимание на введенный текст. Если ячейки, которые расположены справа от заполненных, пусты, то текст, имеющий значительный объем, отображается полностью, занимая пространство соседних ячеек. Но если соседняя ячейка заполнена (как ячейка В2 в нашей таблице), текст, для размещения которого недостаточно ширины ячейки, виден на экране лишь частично (как в ячейке А2).

Добиться того, чтобы весь текст был виден на экране, можно следующими методами:
- перенести текст в ячейку С2, а числовые значения (операнды) ввести в ячейки СЗ и С4 (это не самый лучший выход из положения);
- сократить текст в ячейке А2, например: Л? оп-да;
- задать перенос текста в ячейке (этот метод описан в главе 4).
- увеличить ширину столбца так, чтобы весь текст поместился в одной строке.

Последняя операция может быть реализована несколькими способами. Рассмотрим их.

Расположение таблицы на рабочем листе

Прежде чем приступить к созданию таблицы, необходимо как можно более точно спланировать ее структуру. Наша таблица будет состоять из области ввода и области вывода информации. Область ввода предназначена для размещения чисел, используемых при вычислениях, а область вывода - для представления результатов вычислений.

Вся таблица займет область ячеек A1:D13: область ввода будет располагаться в ячейках А 1:В4, а область вывода - в ячейках A5:D13 (рис. 2.3). Ячейки столбца А мы отведем под заголовки, описывающие содержимое ячеек с данными. Следовательно, данные для расчетов разместим правее.

Числа, над которыми выполняются действия, называются операндами. Введем такие числа в ячейки ВЗ и В4. В диапазон В7:В13 поместим операнд 1, в диапазон С7:С13 - операнд 2, а в диапазон ячеек D7:D13 введем формулы, производящие действия над операндами. В ячейках D7:D13 будет вычисляться результат.

Изменение ширины столбцов

Перед изменением ширины столбец должен быть выделен. За один прием можно изменить ширину нескольких столбцов, как смежных, так и несмежных. Для выделения одного столбца достаточно выполнить щелчок на его заголовке. Существует два способа выделения диапазона столбцов:
- протащить указатель мыши по заголовкам всех выделяемых столбцов, удерживая нажатой ее левую кнопку;
- выделить первый столбец, нажать клавишу [Shift] и щелкнуть на заголовке последнего столбца из выделяемого диапазона.

Выделение несмежных столбцов осуществляется по тем же принципам, только при выполнении щелчков на заголовках надлежит удерживать нажатой клавишу [Ctrl].

Выделить все столбцы позволяет кнопка Выделить все, расположенная в верхнем левом углу рамки рабочей таблицы (рис. 1.1). Данная операция будет произведена также в результате нажатия клавиш [Ctrl+Shift+Пробел].

Итак, столбцы, требующие масштабирования, выделены. Перечислим способы, с помощью которых для них можно установить необходимую ширину.
- Перемещайте правую границу столбца с помощью мыши до тех пор, пока он не приобретет достаточную ширину. Ширина нескольких выделенных столбцов изменяется синхронно при перемещении правой границы одного из них.
- Активизируйте команду Формат/Столбец/Ширина (или команду Ширина столбца, находящуюся в контекстном меню), вследствие чего откроется диалоговое окно Ширина столбца (рис. 2.4). Здесь можно задать точное числовое значение ширины.
- Выполните команду Формат/Столбец/Автоподбор ширины. В результате для каждого столбца будет установлена ширина, соответствующая размеру самой длинной строки. Автоподбор ширины производится также в результате выполнения двойного щелчка на правой границе столбца.

В нашей таблице использовать последний способ нецелесообразно, так как при этом для столбца будет установлена ширина, соответствующая самому длинному тексту таблицы, находящемуся в ячейке А5, - Область выполнения действий. А ведь в ячейку В5 никакое значение вводиться не будет, следовательно, размещению этого текста ничего не мешает. Ориентиром для установки ширины столбца нашей таблицы служит ячейка А12 с самым длинным текстом - Возведение в степень. И самым оптимальным является первый метод.

Рис. 2.4. Диалоговое окно Ширина столбца

Для заполнения ячеек В6 и С6 вводить текст с клавиатуры не обязательно. Можно воспользоваться методом копирования.

Копирование содержимого ячейки

Операция копирования заключается в том, что в указанную вами целевую ячейку помещается содержимое исходной ячейки. Исходная ячейка не претерпевает никаких изменений. Целевая ячейка, теряя свои прежние свойства, приобретает параметры форматирования и содержимое исходной ячейки. Копирование может осуществляться как через буфер обмена, так и без его участия. В общем случае операция копирования состоит из двух этапов:
1. Копирование содержимого ячейки в буфер обмена Windows.
2. Вставка содержимого буфера обмена в ячейку.

Существует три способа копирования ячейки (или диапазона ячеек) через буфер обмена. Выделив ячейку, выберите один из них:
- Активизируйте команду Правка/Копировать. В результате содержимое ячейки будет скопировано в буфер обмена. Перейдите к той ячейке, в которую необходимо вставить содержимое буфера, и вызовите команду Правка/Вставить. (Команды копирования и вставки вы найдете также в контекстном меню ячеек.)
- Выполните копирование с помощью клавиш [Ctrl+Ins] или [Ctrl+C], а вставку из буфера - с помощью клавиш [Shift+Ins] или [Ctrl+V].
- Воспользуйтесь кнопками стандартной панели инструментов. Для занесения данных в буфер обмена щелкните на кнопке Копировать, а для вставки содержимого буфера - на кнопке Вставить.

Заслуживает внимания следующий метод вставки данных из буфера. Для вставки в ячейку данных, скопированных посредством команды Копировать из меню Правка или контекстного меню, достаточно активизировать эту ячейку и нажать клавишу [Enter].

Следует отметить, что при копировании в буфер обмена содержимого некоторой ячейки ее обрамление принимает вид бегущей змейки. После вставки информации из буфера в нужную ячейку с помощью команды Вставить эта змейка не исчезает - программа ждет, что, возможно, мы выполним вставку еще в какую-либо ячейку. Для того чтобы завершить операцию копирования и больше не производить вставок, достаточно нажать клавишу [Esc], [Enter] или [F9]. При нажатии клавиши [Enter] будьте осторожны, так как можно произвести вставку из буфера обмена еще раз.

Если в Excel содержимое ячейки попадет в буфер обмена, в котором имеется информация из другого приложения, то Microsoft Office удаляет эту информацию. Содержимое ячейки находится в буфере обмена до тех пор, пока операция копирования для данной ячейки не будет отменена посредством клавиш [Esc], [Enter] или [F9]. Как только вы воспользуетесь одной из этих клавиш, буфер обмена станет пустым.

Существует также два способа копирования, при которых содержимое ячейки не помещается в буфер:
- Подведите указатель мыши к границе ячейки (указатель должен приобрести вид стрелки) и нажмите клавишу [Ctrl] (к указателю добавится маленький плюс). Удерживая клавишу [Ctrl] нажатой, перетащите содержимое ячейки в нужное место. Этот метод может применяться для вставки содержимого ячейки (или диапазона ячеек) в область, смежную либо несмежную с ячейкой копирования (диапазоном).
- Подведите указатель мыши к правому нижнему углу ячейки (указатель мыши приобретет вид черного крестика). Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите содержимое ячейки. Метод удобен для "тиражирования" содержимого ячейки в смежных областях.

ПРИМЕЧАНИЕ

В дальнейшем операции копирования и последующей вставки данных будем называть просто операцией копирования.

Перемещение (вырезание) ячеек

Под операцией перемещения понимается вырезание и последующая вставка содержимого одной ячейки в другую. Ячейка, из которой вырезаются данные, становится пустой и лишается всех элементов форматирования, а ячейка, куда производится вставка, приобретает содержимое и параметры исходной ячейки. Перемещение ячейки (или области ячеек) можно осуществлять через буфер обмена тремя способами. Выделив ячейку, воспользуйтесь одним из этих способов:
- Активизируйте команду Правка/Вырезать, в результате чего содержимое ячейки будет помещено в буфер обмена. Затем перейдите к ячейке, в которую необходимо произвести вставку, и выполните команду Правка/Вставить. Эту операцию можно также осуществить, обратившись к контекстному меню.
- Произведите вырезание содержимого ячейки с помощью комбинации клавиш [Shift+Delete] или [Ctrl+X], а вставку из буфера - [Shift+Ins] или [Ctrl+V].
- Нажмите кнопку Вырезать стандартной панели инструментов, чтобы поместить в буфер обмена данные из выбранной ячейки. Для вставки следует нажать кнопку Вставить или клавишу [Enter].

ПРИМЕЧАНИЕ

В дальнейшем операции вырезания содержимого ячейки и последующей вставки данных будем называть просто операцией перемещения.

Копирование диапазона ячеек

Кроме описанных выше в Excel существуют такие варианты копирования:
- Копирование содержимого одной ячейки в диапазон ячеек. Для этого нужно, скопировав ячейку, выделить диапазон ячеек и произвести вставку. В результате содержимое копируемой ячейки появится в каждой ячейке выделенного диапазона.
- Копирование содержимого одного диапазона ячеек в другой диапазон. С этой целью следует скопировать диапазон ячеек в буфер, а затем выделить другой диапазон (оба диапазона должны иметь одинаковые размеры) и произвести вставку. При этом содержимое каждой ячейки исходного диапазона копируется в соответствующую ячейку диапазона вставки.

При вырезании может быть использован только второй способ. Нельзя вырезать содержимое одной ячейки и произвести вставку в диапазон ячеек.

Скопировать текст из диапазона АЗ:А4 в строку 6 (ячейки В6:С6) вы можете следующим образом. Выделите диапазон АЗ:А4, скопируйте его и, отметив ячейку В6, произведите вставку. Текст расположится в ячейках В6:В7. Затем выделите ячейку В7 и переместите мышью ее содержимое в ячейку Сб. Этот метод является не самым удачным, так как представляет собой комбинацию операций копирования диапазона ячеек с текстом и последующего перемещения содержимого одной из ячеек.

На рис. 2.5 показана таблица с введенным текстом и измененной шириной столбцов.

Рис. 2.5. Таблица с введенными текстом и измененной шириной столбцов

Диалоговое окно Специальная Вставка

На этапе вставки данных вы можете их транспонировать, то есть разместить вертикально расположенные данные по горизонтали и наоборот. Эта процедура позволяет, в частности, изменить ориентацию таблицы (поменяв местами столбцы и строки). Для быстрого заполнения ячеек В6 и С6 текстом нужно скопировать в буфер обмена ячейки АЗ:А4, расположенные вертикально. Затем следует выделить ячейку В6 и активизировать команду Специальная вставка из меню Правка (или же выбрать эту команду в контекстном меню, вызвав его правой кнопкой мыши). Появится диалоговое окно Специальная вставка (рис. 2.6), где необходимо отметить флажком опцию транспонировать и нажать кнопку ОК.

Рис. 2.6. Диалоговое окно Специальная вставка

В результате проделанной операции наши данные, скопированные из вертикальной области АЗ:А4, расположатся горизонтально в ячейках В6 и С6.

Диалоговое окно Специальная вставка вызывается только после выполнения копирования. Команда Вырезать для этого случая не подходит.

В области Вставить диалогового окна Специальная вставка имеются следующие переключатели:
- Все. Осуществляет вставку всех параметров скопированной области (ячейки). Эта операция ничем не отличается от копирования и последующей вставки из буфера обмена.
- Формулы. Производит вставку только формул. Основное преимущество этого метода состоит в том, что при вставке из буфера обмена не нарушается форматирование ячеек вставки и не изменяются примечания, которые находятся в них.
- Значения. Выполняет вставку только значений. Этот метод вставки полезен в тех случаях, когда необходимо зафиксировать или перенести какие-либо промежуточные результаты расчетов в виде значений, прежде чем изменять исходные данные. Метод не нарушает форматирования ячеек и примечаний.
- Форматы. Производит вставку только форматов. Это дает возможность при вставке из буфера обмена не затрагивать значения, формулы и примечания, содержащиеся в ячейках области вставки.
- Примечания. Вставка только примечаний.

Соответствующие переключатели области Операция диалогового окна Специальная вставка позволяют выполнить операции сложения, вычитания, умножения и деления значений или формул, находящихся в скопированной ячейке, со значениями или формулами ячейки, в которую производится вставка.

Интеграция таблиц в документы

К сожалению, довольно часто пользователи выполняют расчеты нерационально: создают таблицу в Excel или даже в текстовом редакторе, проводят вычисления на калькуляторе, а затем вручную вводят значения в ячейки таблицы.

ПРИМЕЧАНИЕ

Даже если таблица должна находиться в текстовом отчете, проще создать ее в Excel, а затем перенести (скопировать) в нужное место текстового документа. Самый простой способ переноса таблицы в текстовый редактор состоит в следующем:

1. Выделите таблицу в Excel и активизируйте команду Правка/Копировать.

2. Перейдите в окно текстового редактора Word, установите курсор в позицию вставки таблицы и вызовите команду Вставить.
Если числовые данные во вставленной таблице понадобится изменить, проще удалить ее из текстового документа, а затем произвести вставку обновленного варианта.
Ввод чисел

В создаваемой нами таблице числовые значения вводятся в ячейки ВЗ и В4. Для ввода числа достаточно выделить ячейку, набрать число на клавиатуре и нажать клавишу [Enter].

Если перед числом поставить знак минус или заключить его в скобки, то Excel будет считать число отрицательным.

При вводе чисел, содержащих дробную часть, в качестве разделителя дробной и целой частей может быть использована точка или запятая (по желанию пользователя). Для того чтобы изменить разделитель дробной части, выполните в Windows следующие команды:
 1. Щелкните мышью на кнопке Пуск, расположенной на панели задач, что позволит открыть основное меню системы Windows.
 2. Активизируйте команду Настройка/Панель управления и в открывшемся диалоговом окне Панель управления выберите пиктограмму Язык и стандарты, а затем нажмите клавишу [Enter].
 3. В появившемся диалоговом окне Свойства: Язык и стандарты выделите вкладку Числа (рис. 2.7). ES
 4. В поле Разделитель целой и дробной частей числа введите с клавиатуры точку или запятую.
 5. Нажмите кнопку ОК.

Рис. 2.7. Вкладка Числа диалогового окна Свойства: Язык и стандарты
Первое знакомство с формулами и функциями

Формулы

Формулы - это инструментарий, который делает программу электронных таблиц незаменимой для решения самых разнообразных задач. Без формул электронные таблицы не обладают никакими преимуществами, если не считать удобства работы с текстовыми статическими таблицами. Формулы являются основным средством анализа и обработки вносимых данных. С их помощью можно складывать, умножать, производить сложные математические операции и сравнивать данные. При вычислениях могут использоваться числа или текст, находящиеся в других ячейках. После ввода формулы в ячейку можно сразу же увидеть результат вычисления.

Формулы, вводимые в ячейки, могут содержать такие элементы:
- знаки операций, которые задают действия, производимые над числами (сложение, деление и т. д.);
- числа;
- адреса ячеек (ссылки на ячейки, где содержится информация);
- функции.

В следующей таблице приведены знаки операций, которые используются в формулах. Операции представлены в порядке убывания их приоритета при вычислениях.

Знак Операция
/\ Возведение в степень
* Умножение
/ Деление
+ Сложение
- Вычитание
& Конкатенация
= Равно
< Меньше
<= Меньше или равно
> Больше
>= Больше или равно
<> Не равно

Формула должна начинаться со знака равенства (=). Для изменения порядка выполнения операций можно использовать круглые скобки.
Функции

Функции - это встроенные инструменты, которые применяются в формулах. В Microsoft Excel имеется большое число стандартных функций. Они используются как для простых, так и для сложных вычислений. Каждая функция имеет свое название. За названием функции всегда следуют круглые скобки, в которых содержатся ее аргументы. Функции делятся на следующие виды:
- без аргумента;
- с одним аргументом;
- с фиксированным числом аргументов;
- с неопределенным числом аргументов;
- с необязательными аргументами.

Если функция имеет два и более аргумента, то они разделяются между собой точкой с запятой.

В одной формуле может быть как одна, так и несколько функций, объединенных между собой различными знаками операций. Если в качестве аргументов функции используются другие функции, то такие функции называются вложенными.
Мастер функций

Функции можно вводить вручную, но в Excel предусмотрен мастер функций, позволяющий вводить их в полуавтоматическом режиме и практически без ошибок. Для вызова мастера функций необходимо нажать кнопку Вставка функции на стандартной панели инструментов, выполнить команду Вставка/Функция или воспользоваться комбинацией клавиш [Shift+F3]. После этого появится диалоговое окно Мастер функций, в котором можно выбрать нужную функцию.

Диалоговое окно Мастер функций (рис. 2.8) используется довольно часто. Поэтому опишем его подробнее. Окно состоит из двух связанных между собой списков: Категория и Функция. При выборе одного из элементов списка Категория в списке Функция появляется соответствующий ему перечень функций.

В Microsoft Excel функции разбиты на 12 категорий. Категория 10 недавно использовавшихся постоянно обновляется, в зависимости от того, какими функциями вы пользовались в последнее время. Она напоминает стековую память: новая вызванная вами функция, которая в этом списке еще не числилась, займет первую строку, вытеснив тем самым последнюю функцию.

Рис. 2.8. Диалоговое окно Мастер функций

Категория Полный алфавитный перечень содержит список всех функций Excel. Остальные категории функций будут рассмотрены по мере их применения.

При выборе какой-либо функции в нижней части диалогового окна появляется краткое ее описание. Нажав кнопку ОК или клавишу [Enter], вы можете вызвать панель выделенной функции (описание подобных панелей приведено далее в этой главе).
Ввод формул с клавиатуры

При работе с формулами следует учитывать, что после ввода в активную ячейку знаков "=", "-" и "+" программа Excel ждет ввода числового значения, функции или указания ссылки на какую-либо ячейку (область) таблицы, данные из которой будут участвовать в расчетах.

Знак равенства можно также ввести в активную ячейку, нажав кнопку со знаком равенства, которая находится в строке формул. Активизация этой кнопки вызывает отображение панели строки формул. В поле имен вместо адреса ячейки появляется раскрывающийся список мастера функций, в котором указано имя функции, применявшейся последней. При нажатии кнопки, расположенной справа, список раскрывается. В нем присутствуют имена десяти функций, которые вы использовали в последнее время. Этот перечень соответствует списку, появляющемуся при выборе элемента 10 недавно использовавшихся списка Категория в диалоговом окне Мастер функций. Если выполнить щелчок мышью на элементе Другие функции раскрывшегося списка, появится диалоговое окно Мастер функций.

По мере ввода содержимого в строку формул результат вычисления отображается в строке Значение панели формул.
Пример ввода простой формулы

Предположим, нам нужно выполнить в ячейке Н5 созданной книги сложение двух числовых значений - 23 и 34. Для этого создадим простую формулу, что можно осуществить одним из двух способов:
- Указать числа, с которыми будут производиться вычисления, в самой формуле, в ячейке Н5.
- Ввести значения в другие ячейки таблицы, а в формуле задать адреса этих ячеек.

Ячейка Н5 с формулой, производящей сложение двух значений, приведена на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Панель строки формул

Чтобы создать эту формулу, выполните следующие действия:
1. Введите в ячейку Н5 знак равенства с клавиатуры или нажав соответствующую кнопку в строке формул.
2. Введите последовательно число 23, знак "+" и число 34.
3. Нажмите клавишу [Enter] или одну из клавиш перемещения курсора.

Недостатки данного метода:
- при необходимости изменить введенные числа придется входить в ячейку Н5 в режиме редактирования, что по трудоемкости практически равно усилиям по созданию новой формулы;
- если ячейка Н5 не выделена, то не видно, с какими числами оперирует формула.

Опишем другой метод. Эти же значения поместим соответственно в ячейки Н1 и Н2, а в ячейку Н5 введем формулу, производящую их сложение. Для этого формула должна включать ссылки на ячейки:

=Н1+Н2

Для ввода такой формулы выполните следующие действия:
1. В строке формул нажмите кнопку со знаком равенства.
2. Выделите ячейку HI, выполнив на ней щелчок мышью. Вокруг этой ячейки появится "бегущая змейка".
3. Введите с клавиатуры знак суммирования, после чего "змейка" вокруг ячейки HI исчезнет.
4. Выделите ячейку Н2 ("змейка" появится вокруг ячейки Н2) и нажмите клавишу [Enter].

Этот метод является более наглядным, так как пользователь видит на экране монитора числа, над которыми производятся действия. Чтобы изменить какое-либо из чисел, достаточно выделить ячейку HI или Н2 и ввести новое значение, что значительно быстрее, чем редактировать формулу.

Процесс ввода формулы, начиная с выделения ячейки Н2 и заканчивая моментом нажатия клавиши [Enter], показан на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Ввод формулы сложения двух чисел
Форматирование содержимого ячеек

Для придания содержимому ячеек различных форматов используется диалоговое окно Формат ячеек. Например, если речь идет о денежных единицах, то можно отображать данные в денежном выражении - USD 3 452,00. Если же задать для ячейки процентный формат, то ее значение будет снабжено символом "%".

Упомянутое диалоговое окно вызывается с помощью команды Ячейки меню Формат, команды Формат ячеек контекстного меню или посредством комбинации клавиш [Ctrl+1]. Если в процессе работы это окно вызывается в первый раз, то открытой будет вкладка Число, в левой части которой находится список Числовые форматы. В этом списке форматы объединены в 12 категорий (рис. 2.11)

Рис. 2.11. Диалоговое окно Формат ячеек, вкладка Число, выбран элемент Текстовый

При выделении некоторых категорий в правой части диалогового окна открываются дополнительные списки, опции и поля, помогающие выбрать необходимый формат. По умолчанию всем ячейкам рабочего листа при создании новой книги присваивается формат Общий.

ВНИМАНИЕ

Если после ввода в строку формул знака "+", "-" или "=" ожидаемые Excel значения для создания формулы не внесены и если введен текст и другие символы, программа воспринимает это как ошибку и возвращает значение #ИМЯ?. Это говорит о том, что она не понимает введенной формулы.

На рис. 2.12 показан вид ячейки Н5 в случае, если она содержит следующую формулу (в качестве третьего операнда по ошибке введен текст):

=Н1+Н2+глвае

Рис. 2.12. Формула с текстом

Если требуется, чтобы текстовая запись начиналась со знака "+", "-" или "=", необходимо задать ячейке текстовый формат. Выделите данную ячейку, вызовите диалоговое окно Формат ячеек и, перейдя на вкладку Число (рис. 2.11), в списке Числовые форматы выберите элемент Текстовый.

Текстовый формат позволяет представить на экране число, формулу или функцию в виде текста. Вычисления в этой ячейке проводиться не будут. На рис 2.13 формула сложения двух значений содержится в ячейке Н5, имеющей текстовый формат. Формула воспринимается как текст и в вычислениях участвует как текст или набор символов. Для того чтобы в данной ячейке производились вычисления, нужно задать ей числовой формат и снова ввести формулу.

Рис. 2.13. Формула в ячейке, имеющей текстовый формат
Ввод формул в таблицу, производящую шесть простых действий

Создание ссылок на ячейки области ввода

В каждой ячейке диапазона В8:В13 должен находиться первый операнд, участвующий в вычислениях, то есть ссылка на ячейку ВЗ. Ячейки диапазона С8:С13 должны содержать ссылку на второй операнд, находящийся в ячейке В4.

Ввод формул-ссылок в ячейки диапазона В8:С13 можно осуществить несколькими способами. Самый трудоемкий из них - ввести в ячейку В8 ссылку на ячейку ВЗ, затем перейти к ячейке С8 и ввести ссылку на ячейку В4. Повторить эти действия 5 раз, для операндов каждой из операций.

Но существуют и более удобные способы ввода формул-ссылок. Один из них заключается в следующем. Выполните описанные выше дейтвия только для операндов операции сложения (строка 8). Затем в строку 9 поместите ссылки на ячейки строки 8. а в остальные четыре строки (с 9 по 13) скопируйте данные строки 8. Для этого выделите диапазон ячеек В9:С9, скопируйте его в буфер обмена, отметьте диапазон В10:В13 и произведите вставку из буфера.

Однако самый удобный из предлагаемых Excel методов - это заполнение диапазона однотипными формулами.
1. Выделите диапазон ячеек В9:С13. Причем выделение обязательно надо начинать с верхнего угла диапазона - с ячейки В9 или С9. Весь отмеченный диапазон, за исключением ячейки, с которой начиналось выделение, будет окрашен в черный цвет (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Заполнение диапазона ячеек однотипными формулами

2. Введите знак равенства и путем нажатия клавиши [Т] укажите ссылку на вышестоящую ячейку.

3. Нажмите комбинацию клавиш [Ctrl+Enter]. Все ячейки выделенного диапазона будут заполнены формулами.

Другие методы экономии времени при формировании ссылок описаны в следующих главах.

Категория: EXCEL | Добавил: freeinstruct (2006-12-26) | Автор: Valentin
Просмотров: 2698 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Каталог Ресурсов Интернет
Статистика


Copyright MyCorp © 2006
Создать бесплатный сайт с uCoz